Рецензия от Дарьи Беляевой

306 18 0
                                    

Рецензент из меня так себе, если уж я пишу рецензию, значит, книга нажала на какие-то мои внутренние кнопки, создала для меня "театральную иллюзию", и я зачарована ей, для меня такая книга идеальна, я не вижу и не хочу видеть в ней недостатков (это разрушает мою магию), поэтому рецензия у меня будет не про достоинства и недостатки, а про чувства, про то, как эта книга играет лично со мной.

"Джек на Луне" вот именно такая иллюзорная вещь, у меня с ней случилась химия с самого начала, какое безумно правильное ощущение от романа с самых первых слов.

Он очень красивый. Это невероятно сильная стилизация под подростковую речь, очень плавная, очень легкая, очень верибельная, со всеми режущими ухо подростковыми словечками и глупостями, но какая же она удивительно красивая, дышащая, непревзойденно художественная. Всюду - теплые тона (сцена между Джеком и Лэрке на холме навсегда в моем сердце), а потом вдруг этим прекрасным языком, этой удивительной, живой красотой автор прикладывает тебя об стену. От этого удивление, легкое непонимание - как что-то настолько прекрасное может быть одновременно болезненным. Язык удивительный, он течет, как волна, и все выглядит естественно, и девочка, у которой губы, как будто ее долго трахали в рот, и желтые бабочки, как нимб у головы Лэрке. Невероятно спускаться вниз и подниматься вверх, к самым глубоким чувством и так и там - прямо по этому слогу.

Безумно достоверно передана подростковая речь, диалоги, которые одновременно имеют узнаваемую фактуру и датскую специфику.

С этим слогом, мне кажется, можно спуститься в ад, что и произошло.

Итак, книга это, в общем-то, история травмы, обнаженная до мяса, до костей, до самых постыдных вещей. Красивая - о, да, безумная - точно-точно, болезненная - конечно. Женя (он же Джек) оказывается жертвой материнского желания построить свое счастье с респектабельным и богатым мужчиной. Мужчина не лишен своего психопатического обаяния, он лощеный, приятный в общении, обходительный. И он - педофил.

В общем-то, история про то, как Джек погружается на самое дно, а потом выбирается на свет, но это уже не тот свет, к которому он привык. Джек теперь знает, что там на самом дне, и концовка, далеко не безнадежная, все равно пропитана этим осознанием ушедшего детства, воспоминаниями, которые будут вырываться из его сознания до конца жизни.

История об этом, мистический пласт тут важен, как мне показалось, скорее в качестве метафоры. Якоб это Джек, Джек это Якоб. Вернее, Якоб это то, что могло бы случиться с Джеком. У них все общее, даже Лэрке, и, я уверена, это не случайно. Фактически Якоб - мертвая часть Джека. Без нее он сильнее и в то же время не полный. Получается такая психотерапевтическая сказка, выполненная в зубодробительно реалистичных датских декорациях.

Дания прописана скрупулезно, многочисленные примечания - экскурс в другую культуру, совсем не мылят глаз и не бесят, каждое слово важно для восприятия этого мира. В Дании я была, как турист, и так удивительно увидеть знакомые мне декорации, но углубленные, инсайдерски крепкие.

Вообще основная штука тут именно достоверность - жестяная жизнь в школе, в каждой стране она одинакова, эксперименты с наркотиками и алкоголем, первая любовь, хрустально-прекрасная, чистая и удивительная - два юных человека колются об острые углы друг друга, сближаются друг с другом, делают друг ради друга удивительные вещи. Персонажи живут и дышат, типажи Наташи и Матиаса, например, унесли меня обратно в собственные школьные годы, странная и такая притягательная в своей неземной печали Лэрке влюбила в себя, Томас очаровал каким-то бесхитростным принятием, Катюша бесила, я ненавидела ее, хоть и понимала, так оно и бывает в жизни - слишком страшно увидеть страшное, Себастиан обманывал и пугал, и я все ждала, когда же начнется триллер "Hard Candy" лично для него.

Что касается Джека, он не сделан так, чтобы нравится. Это живой мальчик, он неудобный, грубый, озлобленный, испуганный, но в то же время в нем остается доброта к Томасу, желание помочь ему, он удивительно трогательно любит Лэрке при всей его ершистости (как он отвозит ее на конкурс! так по-детски и искренне это все!), он любит мать. Он совсем еще маленький человек, которому очень тяжело, и когда он откалывает разные асоциальные штуки, то они так укладываются в его внутренний нарратив, что не вызывают отторжение.

Моя любимая линия - Себастиан-Джек-Лэрке, вот это сочетание первой любви и первого ужаса - оно удивительное, от него нервы звенят. Ад и рай рядом.

Для меня книга шокирующей не стала, но все, что в ней происходит - больно, люди там страдают, и это по-настоящему. Краски очень яркие, слог, персонажи, детали, мир вокруг - и это еще больше высвечивает темноту, в которой остается Джек. Ощущение такое, будто тонешь, а над головой такой удивительный и красивый мир.

По сюжету идти легко, и хотя мистический пласт долго нагнетается и вскрывается только ближе к концу, об этом вообще не думаешь - просто живешь жизнью Джека, его трудностями, проблемами, его болью. И в какой-то момент это становится почти рутиной - насилие, безысходность, вписывается в жизнь, как всегда и бывает, а потом ты дочитываешь и хватаешься за голову.

Прекрасная книга, честная, искренняя, очень красивая и разрывающая сердце.


Джек на Луне #Wattys 2017Where stories live. Discover now